Управление проектами - это философия управления, а не инструмент или техника
Управление проектамиГлоссарийФорум

Учебник по системному мышлению для руководителей проектов: часть I - Истории и диаграммы

Индекс материала
Учебник по системному мышлению для руководителей проектов: часть I
Системное и линейное мышление
Cистемы
Истории и диаграммы
Все страницы

 

Истории и диаграммы

Поведение и следствия системы описываются в виде текста с помощью историй и наглядно – с помощью диаграмм. При помощи процесса создания историй и диаграмм мы можем лучше понимать компоненты, связи и взаимодействия между системами, находить коренные причины, и описывать системы для других. Они также помогают моделировать простые сценарии, но истории и диаграммы являются лишь схематическими обобщениями систем, поэтому нельзя воспринимать их слишком буквально. Истории и диаграммы также передают ложное ощущение, что действия происходят последовательно, тогда как на самом деле системы являются динамическими образованиями с множеством действий, происходящих одновременно. Ничто из этого не удивительно для тех, кто изучил PMBOK: его процессы управления проектами представлены как отдельные, независимые элементы, чтобы помочь нам изучить их. Но мы знаем, что процессы управления проектами происходят одновременно и повторяются много раз.

Один тип метода составления диаграмм называется «казуальные петлевые диаграммы» (CLD). Используя круговые стрелки и надписи, казуальные петлевые диаграммы показывают причины и следствия, связи и временные задержки для компонентов систем.

systems-thinking-d-8
Рассмотрим пример и увидим, как его можно представить в виде диаграммы.

Пример: Аринн нравится быть занятой, поэтому когда у нее есть свободное время, она добровольно берет дополнительные проекты на работе, и из-за этих дополнительных проектов, она много работает сверхурочно. Но Аринн также хочет изучать PMBOK и сдать экзамен PMP. Чем больше времени она тратит на изучение, тем больше она желает пройти, так как она не хочет напрасно потратить вложенное время. И тем не менее она беспокоится, что тратит недостаточно времени на изучение, поэтому она хочет уделять изучению больше времени.

Переменные: Это конкретные причины, следствия и воздействия внутри системы из числа того, что происходит, и того, что желательно. Часто трудно обнаружить все переменные, но мы должны быть основательными, чтобы гарантировать, что мы не упустили следствие, воздействие или поведение. В нашем примере основные переменные – ее главная цель сдать экзамен PMP, ее цель тратить больше времени на изучение, ее фактическое время учебы, ее время сверхурочной работы, и ее количество свободного времени, которое можно выделить для времени учебы. Мы обнаружим больше переменных, глубже рассмотрев причины и следствия.

Петли: Петли показывают связи в системе, соединяя переменные. Причинная связь или связь влияния между переменными:
•    Одинаковая: Увеличение в одном вызывает увеличение в другом, или уменьшение в одном вызывает уменьшение в другом. Это может быть показано с помощью "S" на петле или с помощью знака плюс.
•    Противоположная: Увеличение в одном вызывает уменьшение в другом, или уменьшение в одном вызывает увеличение в другом. Это может быть показано как "O" на петле или с помощью знака минус.
Начнем с объединения в пары некоторых из переменных с помощью их самых базовых причинно-следственных связей:

systems-thinking-d-9
Чем больше времени она учится, тем меньше свободного времени она имеет.

Существует разрыв между тем, сколько времени она в текущий момент учится и сколько времени, как она считает, ей нужно учиться. По мере того как она тратит больше времени на изучение, этот разрыв уменьшается. Разрыв в CLD – разница между фактическим значением и требуемым значением.

systems-thinking-d-10
Пока этот разрыв существует, он побуждает ее искать дополнительное свободное время, которое можно использовать для изучения.

systems-thinking-d-11
Так как она любит быть занятой, она добровольно берет на себя дополнительную работу, когда у нее есть свободное время.
systems-thinking-d-12
Когда она добровольно берет дополнительные проекты в офисе, ей приходится работать сверхурочно.
systems-thinking-d-13
Чем больше она работает сверхурочно, тем меньше свободного времени она имеет.

systems-thinking-d-14
Чем больше она учится, тем сильнее растет ее желание сдать, так как она не хочет, чтобы затраченное на учебу время  было потеряно впустую.
systems-thinking-d-15
По мере того как ее желание сдать возрастает, ее беспокойство, что ей нужно тратить больше времени на учебу, увеличивается.
systems-thinking-d-16
По мере того как ее беспокойство увеличивается, она тратит больше времени на учебу.
systems-thinking-d-17
Дуги помогают определить переменные, причины, следствия и воздействия, но они должны быть соединены в петли, чтобы увидеть полную картину. Вероятно, нарисовать казуальную петлевую диаграмму получится как минимум за несколько попыток. Начните с поиска переменных, имеющих несколько воздействий, которые станут точками пересечения в диаграмме. В этом примере имеются две главные переменные (свободное время и время учебы), оказывающиеся центральными точками с несколькими воздействиями.

Затем, из этих точек пересечения, найдите общее с центром в точках пересечения, которое станет петлями. Эти петли – обратная связь, или точки обмена информацией, веществом или энергией внутри системы. Для свободного времени имеются ее воздействия из офиса, влияющие на ее свободное время, и имеется второй набор воздействий, влияющих на свободное время, которое она посвящает учебе. Имеется кое-что еще, влияющее на ее время учебы,  -  это ее желание сдать экзамен и беспокойство, что она не тратит достаточно времени на учебу.

Если мы соединим все вышеуказанное в связанные петли, то увидим несколько схем и проследим полную историю. Важно сопоставить CLD с текстовой историей, так как это поможет определить, является ли диаграмма правильной (часто она неправильная при первых нескольких попытках). Если текстовая история получается бессмысленной, то диаграмма неправильная.

systems-thinking-d-18

1.    Когда у нее есть свободное время, она добровольно берется за дополнительные проекты, что приводит к сверхурочным часам работы в офисе, сокращая ее свободное время.
2.    Она посвящает некоторое свободное время учебе, но она не думает, что учится достаточно. Этот разрыв побуждает ее находить дополнительное свободное время, чтобы выделить его на учебу.
3.    Так как она не хочет напрасно потерять время, уже затраченное на учебу, она хочет быть уверенной, что сдаст экзамен. Это увеличивает ее беспокойство, что она не учится достаточно, заставляя ее учиться больше.

Теперь, когда мы имеем созданные петли, мы можем увидеть еще один компонент в казуальных петлевых диаграммах. Есть лишь два типа петель: усиливающие и балансирующие  Усиливающая петля усиливает следствие, а балансирующая петля ограничивает следствие. Усиливающие петли показаны с помощью обозначения R, а балансирующие петли – с помощью B. Чтобы определить, какой тип петли появляется, сосчитайте знаки минус или O; если нет отрицательных следствий или имеется четное число их, то это усиливающая петля; если имеется нечетное число знаков минус, то это балансирующая петля.
Для нас это должно иметь смысл исходя из нашего примера: петли 1 и 2 ограничены конечным количеством свободного времени, следовательно –  это балансирующие петли, тогда как петля 3 является усиливающей петлей, так как чем больше она хочет сдать экзамен, тем больше она беспокоится, и тем больше времени она будет учиться.

systems-thinking-d-19
Нужно рассмотреть еще один элемент перед тем, как наша диаграмма будет полной. Задержки – это точки в системе, в которых развертывание воздействия занимает некоторое время, изображаемые двумя короткими параллельными линиями. Задержки в системе означают, что нужно проявить терпение и убедиться, что мы дали системе достаточно времени на подготовку, непосредственно перед внесением дальнейших изменений. Их важно отметить в диаграмме и истории, так как мы склонны быть нетерпеливыми, горячиться и вносить больше изменений, если сразу же не видим желаемые следствия.

В нашем примере, даже если Аринн перестанет браться за лишнюю работу завтра, весьма вероятно, что она не сможет сразу же прекратить работать над уже взятыми ею проектами, поэтому будет задержка между моментом, когда она перестанет браться за дополнительные проекты, и когда ее сверхурочная работа уменьшится.

systems-thinking-d-20

Какие преимущества системное мышление и диаграммы вносят в решение проблем? Они помогают выделить воздействия и причины и следствия, которые мы  могли упустить, и они помогают выявить лучшие варианты, так как мы можем наглядно видеть связи между вариантами. Применяя системное мышление к нашему примеру CLD, мы должны начать видеть другие вопросы, требующие дополнительного анализа и составления диаграмм, прежде чем  Аринн выберет решение:
•    Что если дополнительные проекты, за которые берется Аринн, помогут ее карьерному росту на работе?
•    Что если деньги, которые она зарабатывает за сверхурочную работу, очень важны для нее, чтобы покрыть ее расходы?
•    Что побуждает ее хотеть сдать экзамен PMP?
•    Есть ли у нее другой источник свободного времени, такой, как время поездок на работу и обратно, часы, которые она тратит на сон, обеденный перерыв?

Как видно из данного примера, в систему может быть вовлечено множество переменных. И взаимосвязь между этими переменными вызывает доминирующее поведение системы.

Во второй части данной статьи будут рассмотрены эти связи, называемые архетипами, так как они помогают понять поведение системы, чтобы можно было эффективно пытаться повлиять на ее поведение.




Newer news items:
Older news items:

 

Предложения

Copyright ©2014, PMToday.ru. При копировании материалов наличие прямой индексируемой ссылки на сайт обязательно.