Управление проектами - это философия управления, а не инструмент или техника
Управление проектамиГлоссарийФорумКонтакты

Какова миссия вашего проекта?

Проекты по разработке программного обеспечения не имеют целей - они просто существуют. Участники проекта могут преследовать множество целей, но разработка программного обеспечения является всего лишь суммой всех результатов. И все же, это не значит, что вы не можете придать своему проекту какую-либо внешнюю цель – более того, вы можете, и, как мне кажется, вы должны!

Проекты по разработки программного обеспечения схожи с военными операциями - как военачальник (руководитель), вы должны позаботиться о каждом шаге ваших подчиненных, иначе ваши солдаты будут ползти повсюду. В этом и заключается задача определения цели вашего проекта: вы наделяете его своеобразным направлением вместо того, чтобы, стоя на коленях, строить дорогу самому.

В книге "Made to Stick" авторы рассказывают о принципе "Замысел военачальника" [Commander's Intent]:

  • Замыслом военачальника является провозглашение выражений, которые появляются при каждом указе и определяют цель плана, желательный исход операции. Данный принцип способен упорядочить поведение солдат на всех уровнях без необходимости в пошаговом инструктаже от их командиров.

На сайте Answers.com данное понятие определяется следующим образом:

  • Замысел военачальника - это четкое лаконичное выражение цели операции и желаемого результата, которое служит движущей силой для процесса планирования.

Военачальник определяет цель и затем доверяется самоорганизации, поскольку подчиненные уже достаточно умны, чтобы понять способ достижения желаемой цели. В организациях эквивалентом данного замысла являются выражения основной цели и миссии. Основная цель и миссия - это совершенно разные, но очень схожие способы указания цели и назначения. Вот их определения:

  • Миссия организации повествует об основной цели организации - она фокусируется на настоящем времени. Миссия определяет клиента и критические процессы, а также освещает желаемый уровень производительности.
  • Видение организации отражает то, какой организация хочет стать. Оно концентрируется на будущем [цели]. Это источник вдохновения, предоставляющий четкий критерий для принятия решений.

Помня об указанном выше "замысле военачальника", становится ясно, что он используется для указания назначения и целей - как миссии, так и главной цели. Он объясняет смысл операции, а также цель, которая должна быть достигнута. Также ясно, что раздельное оглашение выражения миссии и главной цели для единой операции, скорее всего, всем покажется запутывающим. Бывают случаи, когда выражение миссии и главной цели организации заключены в одной идее. В качестве примера:

  • "...чтобы предоставить детям развивающихся стран возможность обучения, раздать по одному переносному компьютеру каждому школьнику."

Назначения и цели... миссия и видение...

Руководителям проектов рекомендуется не использовать термин "выражение видения ". Дело в том, что видение зачастую уже написано одним из участников проекта. Вот что говорится в Scrum Alliance:

  • Владелец разрабатываемого продукта начинает встречу с оглашения видения, плана действий, или с того, что будет являться движущей силой.

Вот – значит, владелец предоставляет выражение видения! Но что, если кто-то из остальных участников проекта захочет представить свое видение основной цели? По-моему, они имеют на это право - каждый участник имеет свои цели, соответственно, они могут составить своё собственное видение. Но это не означает, что владелец (либо кто-то другой из участников проекта) должен оглашать назначение процесса разработки программного обеспечения. Проект - это система с внезапно возникающими свойствами. Это нечто большее, чем результат суммы мнений всех сторон. Это будет такой же ужасной ошибкой, как и навязывание одним из участников проекта своих целей всей организации.

Итак, для того, чтобы не запутаться с множеством понятий и определений видения от каждого из участников проекта, я предлагаю вам в качестве руководителя использовать термин "миссия организации" для указания назначения ваших проектов разработки ПО. Но... как это сделать?

Давайте рассмотрим парочку примеров плохих выражений миссий компаний:

  • "FedEx предан своей философии Клиент-Сервис-Прибыль. Мы будем создавать выдающиеся результаты финансовой деятельности, предоставляя абсолютно надежную, превосходящую конкурентов, глобальную воздушную и наземную пересылку товаров и документов высокой срочности, которые требуют быстрой, экспресс-доставки." (Federal Express)
  • "Как компания, и как индивидуумы, мы ценим сохранность, честность, открытость, личное превосходство, конструктивную самокритику, продолжительное самоусовершенствование и взаимное уважение. Мы преданы нашим клиентам, партнерам и технологиям. Мы с гордостью идем напролом через все великие препятствия. Предоставляя результаты и стремясь к наивысшему качеству, мы ответственны перед нашими клиентами, заинтересованными лицами, партнерами и сотрудниками, преданными нам." (Microsoft)

Ужас...

Идеей "замысла военачальника", либо же миссии, является а) четкость, б) простота, в) вдохновение, г) пригодность, д) легкость в запоминании. Если люди не смогут запомнить миссию, то как же вы поможете им выбрать направление в их повседневных решениях? Представьте себе сотрудника компании Microsoft , которому нужно срочно принять решение между выпуском продукта согласно срокам и выпуском чего-либо стоящего, но с опозданием. И что же теперь делать? Продукт уже будет выпущен с опозданием, пока он найдет и прочитает миссию компании.

Вот некоторые хорошие примеры выражений миссий компаний:

  • "Предоставить простому человеку возможность покупать те же самые вещи, которые может себе позволить богатый." (Wal-Mart)
  • "Миссия компании Google заключается в организации глобальной информации, пригодной и доступной всем." (Google)

Представьте себе сотрудника компании Google, которому предстоит принять аналогичное быстрое решение. Что же он сделает? Я не уверен, но полагаю, что миссия компании поможет ему в его решениях. Миссия компании Google кратка, проста, воодушевляет, полезна и легко запоминается. Конечно, она не отвечает на все вопросы, но она и не должна. При этом  она дает людям ясно выраженное направление, поэтому они могут ответить на вопросы сами.

Теперь вам будет представлено задание:

Вы должны стать военачальниками (руководителями) ваших организаций и написать миссию для команды, которая работает над вашим самым важным проектом. Ваша миссия должна быть краткой, простой, вдохновляющей, полезной и запоминающейся. А самое главное: она не должна отражать цели/видение одного из участников проекта! Вместо этого, она должна превосходить все индивидуальные цели. И если ваша организация имеет множество проектов, то очень вероятно, что вы дадите всем вашим проектам одну и ту же миссию точно так, как если бы вы дали всем вашим солдатам одну и ту же цель. Хорошая миссия направит людей в правильном направлении при принятии повседневных решений. Думайте, как военачальник. Думайте, как Google.


Newer news items:
Older news items:

 

Предложения

Copyright ©2014, PMToday.ru. При копировании материалов наличие прямой индексируемой ссылки на сайт обязательно.