Управление проектами - это философия управления, а не инструмент или техника
Управление проектамиГлоссарийФорум

Диаграммы причин и следствий

Трудно или даже невозможно решить сложные проблемы без учета множества факторов и причинно-следственных связей между данными факторами. Определение и отображение таких связей очень помогает. Первая диаграмма причин и следствий была использована Каору Ишикава в 1943 г. для объяснения группе инженеров на сталелитейном заводе Кавасаки, как различные рабочие факторы могут быть рассортированы и связаны. В знак признательности его заслуг эти диаграммы иногда называют диаграммами Ишикава. Их также называют диаграммами рыбьей кости, так как их внешний вид напоминает рыбий скелет.

Как она может помочь вам?

Проблемы качества обычно не простые. Они часто включают сложное взаимодействие нескольких причин. Диаграмма причин и следствий поможет вам:

  • Определить и отобразить главные причины, частные причины и коренные причины, влияющие на процесс или характеристику.
  • Предоставить тему для обсуждения и соглашения.
  • Наглядно отобразить возможные связи между причинами, которые могут создавать проблемы или дефекты.

Диаграммы причин и следствий особенно полезны при измерении и улучшении фаз методологии рациональных шести сигм.

Как вы делаете это?

  1. Решите, какую характеристику качества, результат или следствие вы хотите изучить. Вы можете применить анализ Парето, который поможет сосредоточиться на самой важной проблеме.
  2. Запишите выбранное вами следствие на правой стороне бумаги, доски или флипчарта и начертите прямоугольник вокруг него. Если вы думаете о нем как о диаграмме рыбьего скелета, то это рыбья голова.
  3. Начертите прямую линию влево – хребет рыбы.
  4. Для каждой главной причины или категории причин начертите диагональную линию, наклоненную слева к центральной линии. Чередуйте эти «ребра» вверху и внизу хребта. Пометьте конец каждого ребра и начертите прямоугольник вокруг метки.
  5. Начертите горизонтальную линию, пересекающую соответствующую диагональную линию, и пометьте ее, чтобы описать каждую второстепенную причину, влияющую на главную причину. Чередуйте эти кости среднего размера слева и справа от каждого ребра.
  6. Аналогичным образом начертите и пометьте диагональные линии для третьего уровня или коренных причин, пересекающих линии второстепенных.
  7. Изучите диаграмму. Если конкретные причины представляются имеющими сильное влияние на характеристику, изучаемую вами, отметьте их особым образом.

Вариант 1: Перечисление причин

Иногда бывает очень трудно определить первичные причины, которые нужно включить в диаграмму. Если это имеет место, после того как вы определили характеристику или следствие, которое вы изучаете, следуйте этим шагам:

  • Используйте мозговой штурм для создания списка всех возможных причин. Список будет содержать смесь первичных, вторичных и третичных (или большая кость, кость среднего размера и маленькая кость) причин.
  • Отсортируйте список по группирующимся причинам, которые связаны.
  • Обозначьте или назовите каждую из основных групп и создайте диаграмму причин и следствий.
  • Машина, рабочая сила, материал, измерение, метод и внешние условия – часто используемые главные причины, применимые ко многим процессам.

Преимущество метода перечисления причин состоит в том, что появляется намного больший шанс, что все причины будут перечислены, особенно скрытые, и ваша диаграмма будет полной и полезной картиной. Недостаток состоит в том, что может быть трудно установить четкую связь всех причин с результатом, вследствие чего диаграмму трудно начертить.

Вариант 2: Классификация процесса

Иногда более полезно посмотреть на причины в последовательности, в которой они появляются, а не рассматривать расширенные логические категории. При этом методе центральная линия, или хребет, следует последовательности процесса.

  • Вместо первичных причин, изобразите главные шаги процесса слева направо.
  • Создайте диаграмму причин и следствий, как и ранее.

Преимущество этого метода заключается в том, что, так как он следует последовательности процесса, его будет проще понять всем. Недостаток в том, что похожие причины будут появляться неоднократно, и причины из-за комбинации факторов будет трудно отобразить.

Советы по созданию хороших диаграмм

  1. Получите информацию от множества людей, вовлеченных в процесс. Это не только позволит создать более точную диаграмму, но и все участвующие люди приобретут новые знания.
  2. Делайте отдельную диаграмму причин и следствий для каждой особо важной для качества (CTQ) характеристики, которую вы рассматриваете. Попытка включить все CTQ в одну диаграмму сделает ее слишком большой и слишком сложной для использования в качестве инструмента решения проблем.
  3. Избегайте общих мест. Формулируйте каждую причину как можно более точно.
  4. Так как вы будете использовать диаграмму для управления анализом конкретных причинно-следственных связей с данными, рассматриваемая вами характеристика и все причинные факторы должны быть измеримыми. Если это не так, попытайтесь сделать их измеримыми или найдите замены.
  5. Цель диаграммы причин и следствий - воздействие. Убедитесь, что причины разбиты до такого уровня, на котором на них можно воздействовать.

Что теперь?

  • Используйте диаграмму для выработки одинакового понимания факторов, потенциально влияющих или вызывающих проблему качества.
  • Используйте диаграмму как путеводитель для сбора данных, чтобы проверить причинно-следственные связи различных факторов с характеристикой.
  • Продолжайте снабжать комментариями и изменять диаграмму по мере того, как вы проверяете связи и узнаете больше.

Использование диаграммы причин и следствий, помогает, таким образом, увидеть, какие факторы в процессе нужно проверить, изменить или устранить.


Newer news items:
Older news items:

 

Предложения

Copyright ©2014, PMToday.ru. При копировании материалов наличие прямой индексируемой ссылки на сайт обязательно.